Администратор процессов тесно связан с ядром операционной системы. Однако, несмотря на то, что он разделяет с ядром одно и то же адресное пространство (единственный из всех системных процессов), он выполняется как обычный процесс. Это означает, что Администратор процессов планируется к выполнению ядром и использует те же примитивы передачи сообщений для взаимодействия с другими процессами.
Администратор процессов отвечает за создание в системе новых процессов и за управление ресурсами, связанными с процессом. Все эти функции реализуются посредством передачи сообщений. Например, создание выполняющимся процессом нового процесса осуществляется посредством посылки сообщения, содержащего подробную информацию о вновь создаваемом процессе. Поскольку передача сообщений распространяется на всю сеть, то можно легко создать новый процесс на другом узле, послав соответствующее сообщение Администратору процессов удаленного узла.
В системе QNX существует три примитива создания процесса:
fork()
exec()
spawn()
Примитивы fork() и exec() определены стандартом POSIX, а примитив spawn() реализован только в QNX.
Примитив fork() порождает процесс, являющийся его точной копией. Новый процесс выполняется в том же адресном пространстве и наследует все данные порождающего процесса.
Примитив exec() заменяет образ порождающего процесса образом нового процесса. Возврата управления из нормально отработавшего exec() не существует, т.к. образ нового процесса накладывается на образ порождающего процесса. В системах стандарта POSIX новые процессы обычно создаются без возврата управления порождающему процессу - сначала вызывается fork(), а затем из порожденного процесса - exec().
Примитив spawn() создает новый процесс по принципу "отец"-"сын". Это позволяет избежать использования примитивов fork() и exec(), что ускоряет обработку и является более эффективным средством создания новых процессов. В отличие от fork() и exec(), которые по определению создают процесс на том же узле, что и порождающий процесс, примитив spawn() может создавать процессы на любом узле сети.
При создании процесса с помощью одного из трех описанных выше примитивов, он наследует многое от той программной среды, в которой выполнялся его "родитель".
Каждый процесс проходит следующие четыре фазы:
1. Создание;
2. Загрузку;
3. Выполнение;
4. Завершение.